Материалы для изготовления ножей: зарубежные ножи

От экзотики вернемся к наиболее распространенным сталям и рассмотрим их химический состав, который у отечественных разработчиков зашифрован в названии марки и легко определяется любым человеком с техническим образованием. С зарубежными сталями все сложнее. Буквенные и цифровые обозначения марки ничего не скажут непосвященному человеку, поэтому ниже приведен процентный состав наиболее распространенных из них.

Западные производители склонны превозносить качество используемых ими сталей, не отстают от них и наши. Классический пример одного из широко рекламируемых брендов — клапанная сталь, почему-то считающаяся сверхвыдающейся. Но клапаны бывают впускными и выпускными, и для каждого используется разная сталь. Обе клапанные стали работают в различных условиях и имеют разный химический состав, так же как и другие типы сталей, предназначенные для работы в различных механизмах при разных нагрузках. Поэтому сначала нужно выяснить, что подразумевается под этим термином. В России есть фирмы, которые выпускают из клапанной стали серийную продукцию, имея в виду марку ЭИ-107. С такими сталями работает, например, «АиР». Все приведенные доводы относятся и к быстрорежущим сталям Р-18 и Р6М5. Кажется, что эти марки точно не подведут, так как сталь инструментальная пригодна к работе при любых режимах. Но именно эти стали рассчитаны на работу в условиях высоких температур, создающихся при обработке металла на станках, и при обычном использовании их супер качества остаются невостребованными. Это довольно частая ошибка пользователей, которые считают, что нож из известной или раскрученной марки стали должен значительно превосходить обычную инструментальную углеродистую сталь. На практике же нож из самого суперсовременного материала, стоящий больших денег, лишь ненамного лучше ножа из дешевой углеродистой стали.

Эпизодически возникает мода на в общем-то известные марки стали, в которых неожиданно открывают некие особые свойства. Так было со сталью X12МФ. Все вдруг сочли, что она имеет высочайшую твердость и отлично режет, но позднее ажиотаж пропал. Хотя сталь действительно приличная. Так что большинство «очередных достижений» часто оказывается умело организованной рекламной акцией по раскрутке «новой» марки стали. Потребителю иногда рассказывают про стали, спеченные из микропорошков и по своим свойствам не уступающие легендарному булату. Вдобавок если эту суперсталь при изготовлении еще и подвергнуть хитрой криогенной обработке, то становится ясно, почему небольшой ножичек стоит таких бешеных денег. Вы их платите за «высокие» технологии, хотя сейчас такие технологии, в частности криогенная закалка, вполне доступны даже мастерам-индивидуалам. Но реклама делает свое дело.

Совершенствование материалов для ножей идет не только по линии клинков. Новые материалы используются и в конструкции рукояток. К традиционным материалам, таким как твердая древесина, рог, кожа, береста, литье цветных металлов, добавились пластики, композитные материалы, различные резинопластики, легкие сплавы, как алюминевые, так и титановые. Применение новых материалов позволяет создать максимально легкую и прочную рукоятку. Это особенно важно для складных ножей, так как их рукоятка — это самостоятельный элемент с достаточно высокой нагрузкой. Но так как в современных ножах применение новых материалов часто играет не столько практическую, сколько рекламную роль, и положительные качества традиционных материалов легко подменивают модой или маскируют возникающие производственные проблемы. Так, широко разрекламированный и популярный кратон, используемый для рукояток, по сравнению с классическими неопреновыми резинами, имеет несколько худшие свойства, например стойкость к химическим растворителям или температурным перепадам. Этот резинопласт состоит из полимерной матрицы и неопренового каучука как наполнителя. Их различное соотношение позволяет получать материал разной твердости, что очень удобно при производстве ножей. Часто делается «сэндвич» из твердого основания и более мягкого покрытия.

Но основные причины применения кратона — простота технологии.

То же самое относится к такому модному материалу, как микарта. Этот слоистый пластик, имитирующий дерево, имеет не очень много потребительских достоинств, кроме живописной текстуры и «теплой» шелковистой поверхности. В России в качестве альтернативы удачно используют бакелитовую фанеру, известную как дельта – древесина, по прочности превосходящую микарту. Но рукоятка из микарты — это «круто», а из фанеры, пусть и бакелитовой, как-то не слишком хорошо звучит. Уберите слово «фанера», замените его «деревопластиком» или «композитным материалом, выполненным на основе древесины, подвергнутой обработке под высоким давлением» (а это все правда), и покупать нож с такой рукояткой будут намного охотнее. Другой материал, претендующий на звание конкурента микарты, — это текстолит. Он так же прочнее микарты из-за того, что в его основе ткань, а не бумага (некоторые виды микарты тоже имеют основу из льняной ткани и, по сути, представляют собой типичный текстолит). Но текстолит — это тоже немодно, хотя при грамотном подборе и обработке рукоятка из обычного отечественного текстолита очень качественна. Часто под раскрученными и активно рекламируемыми названиями можно встретить давно известные материалы. Популярный композитный материал G-10 по составу идентичен тривиальному стеклотекстолиту с добавлением черного пигмента. Попробуйте заменить название «G-Ю» на «стеклотекстолит» и посмотрите, как будут продаваться такие ножи за ту стоимость, которую они сейчас имеют в России.

Стоимость изделий, для изготовления которых используются разрекламированные материалы, очень высока. Поэтому некоторые фирмы для удешевления производства используют аналогичный материал, но под другим названием. Например, модная для изготовления ножен ткань кордура производится фирмой «Дюпон», но аналогичные по свойствам ткани выпускают во многих странах мира, но под другим названием, и их охотно используют. В стоимости известных материалов учтены, как правило, затраты на разработку и имя фирмы с суммарными затратами на патенты и рекламу. Поэтому материалы-аналоги, в которых подобные затраты почти отсутствуют, значительно дешевле, но они обычно имеют некоторые отличия по физико-химическим свойствам, так как технологию нельзя скопировать полностью. Кроме того, некоторые несоответствия могут быть введены специально, чтобы избежать проблем с незаконным использованием патентов. Но, как правило, это не более чем косметические изменения, не влияющие на главные потребительские свойства, кроме стоимости.

До чего может дойти реклама, хорошо видно на примере ножей от фирмы «Master’s of defense». В некоторых описаниях материала для рукоятки утверждается, что он разработан по технологии «Степс» и нож не обнаруживается радарами Но какое отношение имеют ножи к радарам неясно, лучше бы они не звенели в металлодетекторах. Технология «Стеле» — это совокупность совершенных конструкций и высоких технологий, и ни одной из фирм создать такой материал в одиночку не доступно. Хотя рукоятка ножей фирмы изготавливается из прочного и технологичного в производстве алюминиевого сплава, используемого даже в авиации.

Цель любых рекламных трюков — повышение цены изделия. Единственно, о чем обычно умалчивают, это о соотношении цена — качество. Да, нож из суперстали с рукояткой из суперкомпозита, наверное, по своим качествам превосходит клинок из обычной углеродистой стали с деревянной рукояткой. Но если качество повысилось на 10 —15%, а цена выросла на порядок или на два, то еще неизвестно, какой нож лучше. При этом дорогие ножи часто жалеют и на практике их не подвергают таким нагрузкам, как дешевые.

Читайте так же: